Нарушение речи у детей с ДЦП: первоочередные коррекционные задачи

Нарушение речи у детей с ДЦП: первоочередные коррекционные задачи

Логопед-дефектолог, сурдопедагог Анна  Смирнова продолжает цикл полезных статей об особенностях речевого развития детей с церебральным параличом. Часть 3.

Уровни доречевого развития при ДЦП. Коррекционные задачи первого уровня.

В предыдущей статье мы рассказывали об участниках коррекционного процесса и их роли в работе по запуску речи у ребенка с ДЦП. Сегодня хотелось бы подробнее охарактеризовать уровни доречевого развития и рассказать о коррекционных задачах первого уровня.

Выделяются IV уровня доречевого развития при ДЦП:

  • 1 уровень — отсутствие голосовой активности

Ребенок издаёт звуки ТОЛЬКО при крике и плаче;

  • 2 уровень — наличие недифференцированной голосовой активности

У ребенка появляется комплекс оживления. Он общается посредством недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся вокализацией. Но стоит понимать, что крик по-прежнему НЕ ЯВЛЯЕТСЯ средством выражения желаний и состояния.  Также на втором уровне у ребенка появляются отдельные звуки — [о], [э], [ы];

  • 3 уровень – гуление

Ребёнок реагирует на интонацию говорящего с ним. Комплекс оживления становится ярко выраженным. На третьем уровне крик уже ЯВЛЯЕТСЯ средством выражения эмоций и желаний. У ребенка появляются отдельные слоги — [бу], [пу], [ма], [ха], [ка].

  • 4 уровень – лепет

Ребенок начинает совершать выразительные движения головой и глазами, пользуется мимикой и прибегает к модулированному крику. Он лепечет и начинает употреблять упрощенные слова.

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, которые находятся на 1 доречевом уровне развития – это стимуляция их голосовых реакций.

Работа проводится по следующим направлениям:

  • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
  • вокализация выдоха;
  • развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;
  • стимуляция голосовых реакций;
  • развитие зрительной фиксации и прослеживания;
  • выработка слухового сосредоточения;
  • формирование зрительно-моторной координации.
Доречевое развитие при ДЦП

С целью нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится массаж.

Для увеличения объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха используются дыхательные упражнения по 1-1,5 минуты.

С целью формирования «комплекса оживления» и включения в него голосового компонента взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его, показывает яркие игрушки. Появление улыбки в таком случае свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым.

Стимуляцию голосовых реакций начинают с вокализации выдоха ребенка. На фоне эмоционально-положительного общения со взрослым проводят вибрацию его грудной клетки и гортани, чтобы вызвать голосовые реакции.

Голосовые реакции можно вызвать и во время проведения легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани. Чтобы закрепить у ребенка возможность вокализировать выдох, родители в течение дня многократно повторяют это упражнение.

Для развития зрительной фиксации и прослеживания ребенку предъявляют адекватные с точки зрения его перцептивных возможностей оптические объекты.

Для формирования слухового восприятия выбирают время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии. Логопед наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь успокоения и привлечения его внимания.

Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук.

 

В следующих публикациях Вы узнаете об основных направлениях коррекционной работы с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития.

Напоминаем, что первичная консультация логопеда- дефектолога для пациентов центра «Могу ходить» бесплатна.                                                                              Записаться на консультацию к специалисту нашего центра можно через администрацию по телефону: +7 (812) 635 87 05

11.03.2020 Познавательное